Приложение N4
1.1. Настоящее положение (далее - Положение) устанавливает правила проведения инвентаризации имущества, имущественных прав, иных активов и обязательств учреждения, сроки проведения и оформления результатов инвентаризаций.
1.2. Целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества, имущественных прав, иных активов;
- сопоставление фактического наличия с данными бюджетного учета;
- проверка полноты отражения в учете активов и обязательств;
- определение фактического состояния имущества и его оценка;
- документальное подтверждение наличия активов и обязательств.
2.1. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата и сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при конкретной инвентаризации, устанавливаются руководителем учреждения, кроме случаев, предусмотренных в п.2.2 Положения.
2.2. Инвентаризация имущества, иных активов и обязательств учреждения проводится обязательно:
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- в целях составления годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
- при реорганизации, ликвидации учреждения перед составлением разделительного (ликвидационного) баланса:
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или нормативными актами Минфина России.
2.3. В целях внутреннего контроля и обеспечения сохранности материальных ценностей и денежных средств кроме обязательных случаев проведения инвентаризации могут проводиться внеплановые инвентаризации.
2.4. Для проведения инвентаризации в организации создается инвентаризационная комиссия.
Состав инвентаризационной комиссии утверждается руководителем учреждения.
В состав комиссии могут входить работники учреждения, бухгалтерской службы и другие специалисты, способные оценить состояние имущества и обязательств учреждения. В инвентаризационную комиссию могут быть включены работники службы внутреннего контроля учреждения.
2.5. Приказы о проведении инвентаризации оформляются по форме N ИНВ-22.
2.6. Материально ответственные лица в состав инвентаризационной комиссии не входят.
Их присутствие при проверке фактического наличия имущества обязательно.
С материально ответственных лиц члены инвентаризационной комиссии обязаны взять расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственное хранение, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход.
2.7. Инвентаризации без каких-либо изъятий подлежат:
- имущество, принадлежащее учреждению на праве оперативного управления, независимо от его местонахождения; имущество, учтенное на забалансовых счетах;
- обязательства;
- имущество, не принадлежащее учреждению, но числящееся в бухгалтерском учете, прежде всего на забалансовых счетах (находящееся на ответственном хранении, в безвозмездном пользовании).
Инвентаризация имущества производится по материально ответственному лицу.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания.
Перечень объектов, подлежащих инвентаризации, периодичность (сроки проведения инвентаризации), а также перечень нормативных актов, регулирующих особенности проведения инвентаризации отдельных видов активов и обязательств, приведен в таблице:
Объекты инвентаризации |
Периодичность и сроки проведения инвентаризации |
Нормативное регулирование порядка проведении инвентаризации |
Основные средства |
Ежегодно |
- п.п. 3.1 - 3.7 Методических указаний N 49 |
Права пользования активами |
Ежегодно |
|
Непроизведенные активы |
ежегодно |
|
Материальные запасы |
ежегодно |
- п.п. 3.15 - 3.26 Методических указаний N 49 |
Денежные средства |
На любую произвольную дату |
- п.п. 3.39 - 3.43 Методических указаний N 49; - п. 17 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 |
Расчеты, обязательства, в том числе: - 0 205 00 000 "Расчеты по доходам"; - 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам"; - 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами"; - 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам"; - 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам"; - 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты"; - 0 304 00 000 "Прочие расчеты с кредиторами"; |
Ежегодно перед составлением годовой отчетности или в соответствии с приказом Учредителя |
- п.п. 3.44 - 3.48 Методических указаний N 49; - пп. 5.1 п. 1 ст. 21, абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ. |
Резервы предстоящих расходов, оценочные резервы |
Ежегодно перед составлением годовой отчетности |
- п.п. 3.49 - 3.55 Методических указаний N 49. |
Доходы будущих периодов |
Ежегодно перед составлением годовой отчетности |
|
Внеплановые инвентаризации всех видов имущества |
В соответствии с приказом руководителя |
|
2.8. Порядок инвентаризации основных средств
2.8.1. Плановая инвентаризация основных средств, в том числе стоимостью до 10 000 рублей, перед составлением годовой отчетности производится не позднее 1 декабря.
При проведении инвентаризации основных средств производится проверка:
- фактического наличия объектов основных средств;
- состояния объектов основных средств - выявляются объекты, нуждающиеся в ремонте, восстановлении, списании;
- сохранности инвентарных номеров основных средств, нанесенных на объект.
2.8.2. При проведении инвентаризации зданий (помещений) проверяется:
- наличие правоустанавливающей документации;
- соответствие учетных данных правоустанавливающим документам.
2.8.3. При проведении инвентаризации объектов автотранспорта проверяются:
- наличие и состояние приспособлений и принадлежностей;
- соответствие данных одометра данным путевых листов.
2.9. Для оформления инвентаризации применяются формы, утвержденные Приказом N 52н: инвентаризационные описи (формы 0504081 - 0504089, 0504091) и ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Для каждого вида имущества оформляется своя форма инвентаризационной описи.
При заполнении инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) в графах 8 и 9 указывается наименование статуса объекта учета.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность данных о фактических остатках имущества, правильность и своевременность оформления материалов.
Инвентаризационные описи составляются не менее чем в двух экземплярах отдельно по каждому месту хранения ценностей и материально ответственным лицам.
Инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица, что подтверждает факт проверки комиссией имущества в их присутствии.
Один экземпляр описи передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственных лиц.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, составляются отдельные описи.
3.1. При выявлении в ходе инвентаризации нефинансовых и финансовых активов недостач или излишков любые установленные расхождения с данными бухгалтерского учета (в том числе по расчетам и обязательствам), предоставленными бухгалтерской службой, фиксируются инвентаризационной комиссией в Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Расхождения указываются в Ведомости (ф. 0504092) по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении. Эта ведомость является основанием для составления Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
На ценности, числящиеся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах, составляется отдельная ведомость.
3.2. По всем расхождениям (недостачам и излишкам, пересортице) инвентаризационная комиссия получает объяснения материально ответственных лиц.
3.3. На основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей), а в случае расхождений - Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), комиссия составляет Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Акт представляется на рассмотрение и утверждение руководителю учреждения с приложением документов по инвентаризации.
3.4. Инвентаризационные разницы отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация.
Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Результаты инвентаризации при реорганизации (ликвидации) отражаются бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой на дату реорганизации (ликвидации).